» Фото-Уроки

» Фото-Урокиhttp://photos.j2.ru/paper/urokiДобавляем уроки и инструкции для редактирования фотографий.8

Статья: "Фотография, Некоторые приемы и советы."



«ФОТОГРАФИЯ – искусство снимать предметы на бумагу посредством света; светопись, солнопись».
Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля.

«…графия (от греч. grapho — пишу, черчу, рисую)…»
Большая советская энциклопедия


fg.jpg
Все снимки к статье © Олег Поддубный


Само слово «фотография» содержит указание на родство с графикой, рисунком. Современная фотография достаточно далеко ушла от изначального определения фотографии как «светописи» – рисунка созданного противопоставлением света и тени, но так и осталась графическим искусством.


Фотографика, в какой-то степени, возвращение в прошлое – условный стиль в фотографии, где основным рабочим элементом снимка являются контрасты, границы между светом и тенью. Главное – форма, а не содержание. Силуэт, а не детали.

Простые, графичные фотоизображения привлекают не меньше, а чаще и больше внимания, чем снимки, адекватно и во всей полноте передающие реальность. Цвет редко позволяет достичь нужного эффекта, поэтому фотографичные снимки почти сплошь черно-белые.

Чем так привлекательна фотографика? Симметрией, регулярностью и упорядоченностью, геометрической точностью и красотой. Фотографика – это не регистрация реальности, от реальности остается лишь силуэт, тень. Снимки, сделанные в этом стиле, лаконичны, просты для восприятия, в них нет ничего лишнего. При этом графичность не означает использования только простых (или специально упрощенных) форм. Так же как не подразумевает ограничения по количеству объектов в кадре.


fg.jpg


Графичность не значит бессюжетности. Фотография одинокого черного квадрата – неинтересна. Расположи рядом с черным квадратом паучка – все изменится. Всего два объекта, но сколько сюжетов – бери и пиши философский трактат: о тщете всего сущего; взаимоотношениях большого и малого; взаимодействии абстракции и реальности.


fg.jpg fg.jpg fg.jpg

Природа, особенно живая, несимметрична и далека от упорядоченности. Произведения человеческих рук гораздо ближе к симметрии. Нас окружают прямые углы, ровно горизонтальные и вертикальные линии, упорядоченные, одинаковые объекты, расположенные, к тому же на равных расстояниях. Вспомни, как отличается лес от лесопосадки. В фотографике используются и те и другие объекты. И нельзя отдать предпочтение одним в пользу других.


fg.jpg


Выразительные средства фотографики – свет и тени, отношения объектов и их силуэтов, отражений, соотношения между объектами, взаимодействие размеров и формы, наложение, пересечение, противопоставление.

Используя фотографику, ты обращаешь внимание зрителя на то, чего он обычно не замечает. В фокусе внимания могут оказаться форма, цветовой и световой контраст, симметрия, геометричность объектов и их взаимодействие.


fg.jpg


Некоторые приемы
Съемка силуэтов. Какой простор для воображения. Такой снимок только намекает на реальные объекты, дает понять, что изображено на снимке, но не рассказывает подробностей – зритель может придумать их сам, а может и не придумывать.

Силуэт должен быть четким и определенным, чтобы не возникало сомнений чей это силуэт. Силуэты тарелки (при съемке сверху), колеса и футбольного мяча одинаковы – попробуй, догадайся. Тарелка снятая сбоку – однозначно тарелка, а не колесо и не футбольный мяч.


fg.jpg


Честный способ сфотографировать силуэт – это снять фотографию против света.  На объект съемки не должен падать хоть какой-то свет спереди. Источник света либо должен быть больше объекта съемки (светящаяся стена, светящийся стол, расположить вспышку между моделью и светлым фоном, но направить ее на фон). Либо его нужно тщательно прятать за объектом, иначе кроме силуэта в кадре будут еще и блики-засветки. Свет должен быть ярким, чтобы выбелить фон и создать контрастную картинку.

Даже при хороших условиях получить идеально черный силуэт довольно сложно – потребуется немного довести картинку в фоторедакторе. Этого можно и не делать, в некоторых случаях стоит сохранить некоторые детали.
Раз есть честный способ,  значит есть и нечестный – получить силуэты можно с помощью одной только обработки, что достаточно несложно.


fg.jpg fg.jpg

Еще один прием, его можно было бы назвать «обратным силуэтом» – съемка белого на черном фоне. Очень интересные снимки можно получить, фотографируя руки в белых перчатках. Очень впечатляюще выглядят фотографии человека полностью одетого в черную одежду, сливающуюся с фоном, так, чтобы светлыми остались лишь лицо, руки и стопы.


Чтобы найти сюжет для графичного снимка обрати внимание на ажурные переплетения ветвей, опоры электропередачи и конструкцию мостов, строение заборов, ряды стволов и столбов, решетки рельсов, перекрестья проводов. Особенно удачны для подобных съемок зимние, снежные дни.


Рассуждать о фотографике можно довольно долго, несмотря на всю кажущуюся простоту этого стиля он имеет глубокий смысл и, по сути, представляет собой целую фотографическую философию.


  • 21.09.2010 15:59
  • Автор: АрТ
  • Комментарии (0)
  • Оценок: 1
    Oцените:
  • Просмотров (5327)

Комментарии

Комментариев нет